МКОУ ШР "СОШ № 6"
Иркутская область, г. Шелехов
  • Кабинет учителя-дефектолога ОУ

    Чем занимается дефектолог в школе?

    Дефектолог — это специалист, который занимается коррекцией и поддержкой детей с особыми образовательными потребностями. В школьной системе роль дефектолога очень важна, так как он помогает детям с различными нарушениями развития адаптироваться к обучению и социализации в обществе. Основные задачи дефектолога разнообразны и охватывают множество аспектов, касающихся как образовательной, так и социальной жизни ребенка.

    1. Дефектолог проводит диагностику и оценку образовательных потребностей детей. Он работает с учениками, у которых могут быть затруднения в обучении, проблемы с речью, слухом, зрением или задержкой психического развития. Диагностика позволяет выявить индивидуальные особенности и определить, какие коррекционные меры могут быть необходимыми для успешного обучения ребенка.
    2. Дефектолог разрабатывает индивидуальные образовательные программы. Каждому ребенку требуется уникальный подход, поэтому специалист создает специальные методы обучения, учитывающие уровень развития и особенности ученика. Это может включать адаптацию учебных материалов, использование дополнительных методов и техник, направленных на развитие различных навыков.
    3. Дефектолог проводит коррекционные занятия как индивидуально, так и в группах. Индивидуальные занятия обеспечивают глубокую проработку навыков и способствуют созданию доверительных отношений между специалистом и ребенком. В процессе коррекционных занятий используются игры, упражнения, заданные задачи, что позволяет сделать обучение максимально увлекательным и продуктивным.

    Также дефектолог активно взаимодействует с учителями и родителями. Он консультирует педагогов о том, как правильно строить образовательный процесс для детей с особыми потребностями, и помогает родителям понять, как поддерживать детей в домашних условиях. Совместная работа с разными участниками образовательного процесса создает комплексный подход к проблемам, с которыми сталкиваются дети.

    Кроме того, работа дефектолога включает в себя просветительскую деятельность. Специалист может проводить семинары и тренинги для родителей и учителей, обучая их стратегиям работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Важно, чтобы все участники образовательного процесса понимали и принимали особенности детей, что способствует созданию более дружелюбной и поддерживающей атмосферы в школе.

    Таким образом, дефектолог в школе выполняет множество важнейших функций, способствующих развитию и социализации детей с особыми образовательными потребностями. Его работа не только направлена на коррекцию нарушений, но и охватывает развитие самопринятия, уверенности в себе и социализации, что имеет решающее значение для будущего этих детей. Специалист, действуя в интересах своих подопечных, помогает им преодолевать трудности и достигать успехов в учебе и жизни.

    Учитель – дефектолог I квалификационной категории
     МКОУ ШР «СОШ № 6» Проходанова С. В.


    Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с ЗПР

    Задержка психического развития (ЗПР) ― это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту.

    Наиболее эффективна работа по выравниванию недостатков развития психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте.

    Особенности детей с ЗПР:

    • Повышенная утомляемость и низкая работоспособность (ребенок быстро устаёт, теряет интерес, его деятельность становится малопродуктивной);
    • Недостаточность развития и повышенная истощаемость психических процессов (у ребенка нарушено внимание, недостаточный объем памяти, усвоенные знания быстро исчезают из памяти без подкрепления, мышление также отстает в развитии);
    • Нарушения речи (кроме дефектов звукопроизношения отмечается бедный словарный запас, нарушение грамматического строя, недостаточность развития связной речи); 
    • Недостаточный запас общих сведений и представлений о себе и окружающем мире;
    • Трудности в понимании пространственно-временных отношений и усвоении соответствующих понятий; 
    • Трудности в понимании причинно-следственных связей, выполнения логических операций; 
    • Трудности в овладении математическими навыками (счёта и решения задач); 
    • Нарушение поведения (детскость, неспособность регулировать свою деятельность, контролировать поступки и эмоции);
    • Незрелость эмоционально-волевой сферы.

    Такие дети испытывают трудности социальной адаптации и стойкие трудности в обучении.

    Рекомендации родителям:

    • Не стоит чрезмерно опекать ребенка и все делать за него. Дайте ему возможность самостоятельно выполнять элементарные вещи (одеваться, есть), постепенно расширяя круг его умений. Тем самым у ребенка будет развиваться чувство уверенности в себе, самостоятельность.
    • Помогите ребенку организовать его деятельность, но не будьте для него контролёром, а будьте союзником. Направляйте и поддерживайте его.
    • Предъявляйте только те требования, с которыми он может справиться.
    • Будьте внимательны к здоровью и самочувствию ребенка. Не нагружайте его сверх меры. Помните, что резерв его сил и возможностей недостаточен. Не утомляйте ребенка однообразными заданиями, чередуйте разные виды деятельности, это поможет избежать, или отсрочить наступление утомления.
    • Обратите внимание на физическое развитие ребенка. Повышение физической работоспособности помогает увеличить умственную активность и выносливость.
    • Развивайте умения и навыки постепенно. Начинайте с того, что ребенок уже умеет. Занятия должны быть систематическими, а не от случая к случаю.
    • Разговаривайте с ребенком. Помните, что ему нужна помощь, чтобы увидеть и понять все многообразие окружающего мира. Дайте ребенку время, чтобы усвоить то, что ему рассказали. Задавайте вопросы, чтобы убедиться, что он понял Вас.
    • Постарайтесь увлечь ребенка и увлечься сами. Так занятия будут приносить не только пользу, но и доставлять удовольствие. И Вам не придется каждый раз заставлять ребенка учиться. 
    • Не торопите ребенка. Дайте ему время, чтобы усвоить новые знания и научиться их применять, и только потом двигайтесь вперёд. 
    • Занимайтесь совместно со специалистами, аккуратно выполняйте задания педагогов.
    • Поощряйте интересы ребенка: запишите его в секцию или кружок, где он сможет заниматься любимым делом.

    Почему необходимо заниматься со специалистом:

    • С детьми, имеющими ЗПР, занимаются учитель-дефектолог, педагог - психолог, учитель - логопед. Каждый специалист вносит свой профессиональный и человеческий вклад в развитие и коррекцию.
    • Специалист работает по специальной программе, учитывающей особенности ребенка и способствующей систематическому поступательному развитию психических процессов и формированию необходимых умений и навыков.
    • На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к ребенку, что способствует активизации познавательной деятельности, снижению утомляемости, развитию и коррекции всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи.
    • Педагог способен научить родителя, как правильно заниматься и общаться с ребенком, имеющим особенности развития, осуществить при необходимости коррекцию детско-родительских отношений.
    • Регулярные занятия со специалистами позволят ребенку на достаточном уровне овладеть программным материалом и в значительной степени компенсировать отставание в развитии.

    Если ребёнок не будет посещать занятия, то велик

    • риск формирования у него стойкого негативного отношения к учебе;
    • нарушения поведения;
    • значительное отставание в овладении необходимыми умениями и навыками;
    • нарушение взаимоотношений со сверстниками и учителями (воспитателями);
    • нарушения здоровья, связанные с нахождением в постоянной стрессовой ситуации.

    Тем родителям, которые полагают, что с оказанием педагогической помощи можно подождать и все как-нибудь наладится, следует помнить, что время – невосполнимый ресурс, и то, что ребенок недополучил на каждом этапе своего развития в полной мере компенсировать не удастся. Воспитание любого ребенка – огромная ответственность и тяжёлый труд. Но, если в семье растёт ребёнок с ЗПР, от родителей требуется не только понимание его особенностей и признание его таким, какой он есть, но и активное участие в работе по преодолению недостатков. С момента озвучивания родителям заключения ТПМПК о рекомендованной АООП для обучающихся с задержка психического развития - их ответственность возрастает стократ!

    Для достижения наилучших результатов необходимо заручиться квалифицированной помощью учителя-дефектолога, врача–невролога и психиатра, так как причиной задержки развития зачастую становятся различные биологические факторы, приводящие к нарушению функционирования нервной системы. Чем раньше начато лечение и обучение, тем лучше результат. От родителей же требуется обеспечить ребенку соответствующие условия.

    Важно, что ЗПР ― состояние обратимое, если вложить достаточно любви, заботы, терпения и мудрости.

    Учитель-дефектолог
    Васёха Оксана Александровна

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике